Сборно-разборные полевые магистральные трубопроводы ПМТП-150, ПМТБ-200, ПМТ-150, ПМТ-100, СРТ-150, СРТ-100, МСРТ-150, СРТ-200

Описание трубопроводов > Техническое описание ПМТП-150 > 1.3.Запорная и регулирующая арматура

1.3.Запорная и регулирующая арматура


1.3.1.К запорной арматуре трубопровода относятся задвижки, обратные и предохранительные клапаны.

Рис. 9 — Задвижка, общий вид

Рис. 10 — Задвижка, чертеж:
1 —корпус;2 — клин;3 — гайка шпинделя;4 — шпиндель;5,8,11 — резиновые кольца;6 — крышка;7 — кольцо;9 — вкладыш;10 — втулка;11 — болт;12,19 —минты;13 — шкала указателя;14 — узел указателя;15 — маховик;16 — ступица;17 — крышка маховика;18 — болт;29 — винт;20 — гайка маховика;21 — крышка гайки;22 — стопорное кольцо;24 — стопорный винт;25 — клапанный штуцер;


1.3.2.Задвижки предназначены для герметичного разобщения примыкающих к ним участков трубопровода; они устанавливаются в линии трубопровода, в обвязках насосных станций и других обвязках различного назначения.
Задвижка изготавливается стальной полнопроходной клиновой с невыдвижным шпинделем. При полном открытии задвижки возможно свободное прохождение разделителя. С обеих сторон у задвижки имеются раструбы.
1.3.3.Задвижка состоит из следующих основных узлов и деталей: корпуса / (рис. 10), клина 2 со шпиндельной гайкой 3 и шпинделем 4, крышки 6, узла 14 указателя, шкалы 13 указателя и маховика 15.
1.3.4.Корпус 1 и крышка в задвижки соединяются между собой на резьбе, уплотнение между ними обеспечивается резиновой кольцевой прокладкой 5. В крышке 6 помещается уплотнение шпинделя, состоящее из вкладыша 9, уплотнительных резиновых колец 23, втулки 10, резиновой кольцевой прокладки 8. Соединение втулки 10 с крышкой 6 — резьбовое. Вкладыш 9 контрится винтом 12.
1.3.5.Перекрытие трубопровода осуществляется вращением по ходу часовой стрелки маховика 15, при этом клин 2 опускается и его кольцевые уплотнительные поверхности совмещаются с уплотнительными поверхностями корпуса 1, плотно перекрывая проход.
1.3.6.При вращении шпинделя 4 стрелка узла 14 указателя перемещается и показывает на шкале 13 указателя положение клина 2. В целях исключения возможности закрытия задвижки на трассе посторонними лицами маховик 15 снабжен специальным устройством, позволяющим отключить его от шпинделя 4. Для отключения необходимо гайку 20 повернуть против часовой стрелки до упора.
1.3.7.Основные детали задвижек выполнены из конструкционной стали. 25Л-П. Уплотнение затвора задвижек выполнено: корпуса — из наплавки ЦН6, клина — из наплавки 2Х13
1.3.8.Часть задвижек входящих в комплект трубопровода, изготавливается с клапанными штуцерами 25, которые позволяют устанавливать на задвижки манометры для измерения давления в трубопроводе. При ввертывании манометра его концевой штуцер нажимает на выступающий из клапанного гнезда верхний конец клапана, отжимает его и открывает доступ жидкости к манометру. При вывертывании манометра клапан под воздействием пружины прижимается к гнезду и перекрывает выход жидкости из задвижки. Для предохранения клапана от загрязнения в его гнездо ввертывается пробка.
1.3.9.Конструкция задвижки допускает установку ее как вертикально, так и с любым наклоном без ущерба для герметичности затвора и плавности движения клина.
1.3.10. Основные показатели задвижки приведены в табл. 3.
Таблица 3. - Основные показатели задвижки ПМТП-150

Ду, мм

L,  мм

Н, мм

Д1, мм

Д2, мм

Д3, мм

Масса., кг

150

450

665

203

145.3

360

76.0

Рис. 11 — Обратный клапан, общий вид

Рис. 12 — Обратный клапан, чертеж
1 — корпус;2 — прокладка;3 — пробка;4 — захлопка;5 — рычаг;6,14 — резиновые кольца;7 — крышка;8 — винт;9 — гайка;10 — кольцо;11 — втулка;12 — ось рычага;13 — заглушка;15 — предохранительная шайба


1.3.11.Обратный клапан (поворотный) предназначен для разгрузки трубопровода от чрезмерного гидростатического давления (свыше 6,0 МПа или 60 кгс/см*) и предотвращения движения горючего в обратном направлении на восходящих участках трассы при прекращении перекачки.
Обратный клапан устанавливается также в обвязках насосных станций для автоматического разобщения напорной и всасывающей линий при пусках насосных станций и автоматическом пропуске горючего мимо станции при внезапной ее остановке. Обратный клапан устанавливается в трубопроводе осью рычага вверх (т. с. крышкой вверх). Конструкция обратного клапана обеспечивает открытие полного сечения трубопровода и пропуск разделителя.
1.3.12. Обратный клапан состоит из корпуса 1 (рис. 12), через который осуществляется проток горючего, узла затвора, обеспечивающего перекрытие проходного сечения клапана при обратном потоке горючего. Узел затвора состоит из захлопки 4, укрепленной на рычаге 5 и свободно поворачивающейся вместе с ним на оси 12.
Корпус 1 и крышка 7 соединяются между собой на резьбе, уплотнение между ними обеспечивается резиновым кольцом 6. В корпусе 1 снизу имеется отверстие с резьбой, закрываемое пробкой 3 с прокладкой 2. Это отверстие необходимо для слива отстоя, горючего и воды.
1.3.13.Основные детали обратного клапана выполнены из конструкционной стали 25Л-П. Уплотнение затвора обратного клапана изготовлено: корпуса— из наплавки ЦН6, захлопки—из наплавки 2X13.
1.3.14.Принцип действия обратного поворотного клапана заключается в следующем. При потоке горючего под захлопку 4 давление его поднимает захлопку, открывая проходное сечение клапана, a при возникновении обратного потока давление горючего/прижимает захлопку 4 к седлу корпуса 1, перекрывая проходное сечение клапана, этим самым предотвращая обратный поток горючего.
1.3.15 Обратный поворотный клапан изготавливается одностороннего действия, поэтому при остановке его в линию трубопроводов необходимо строго следить, чтобы направление потока жидкости совпадало с указателем (со стрелкой на корпусе).
1.3.16. Основные показатели клапана приведены в табл. 4.
Таблица 4 Основные показатели обратного клапана ПМТП-150

Ду, мм

L, мм

H, мм

Д1,мм

Д2,мм

Mасса, кг

150

520

376

145.3

203

54.1


1.3.17.Предохранительный клапан ПКСР-150/60А предназначен для понижения давления на трубопроводе, когда оно поднимается выше испытательного (7,5 МПа или 75 кгс/см7). Техническая характеристика предохранительного клапана приведена в табл. 5. Предохранительный клапан устанавливается в обвязке насосных станций, а также в обвязке конечных пунктов трубопроводов так, чтобы напорная сторона обвязки соединялась через клапан с отводом на сбросе.

Рис. 13 — Предохранительный клапан
1 — зажимная гайка;2 — сетчатый фильтр;3 — калиброванное отверстие (жиклер);4 — крышка;5 — сливная пробка;6,24 — седла клапана;7 — заглушка;8 — шарик;9 — направляющая шарика;10 — пружина;11 — регулировочный винт;12 — контрвинт (пробка);13 — проволока;14 — пружина;15 — прокладка;16 — гильза;17 — поршень;18 — резиновое уплотнительное кольцо;19 — корпус;20 — шток;21 — шплинт;22 — клапан;23 — уплотнительное кольцо.


1.3.18. Предохранительный клапан состоит из корпуса, клапанно-поршневой группы, крышки со вспомогательным клапаном, пружины клапана.
Корпус 19 (рис. 13) включает: гильзу 16 и седло 24 клапана, изготовленные из нержавеющей стали, и уплотнительное резиновое кольцо 23.
Клапанно-поршневая группа состоит из основного клапана 22, штока 20, соединенного с клапаном на резьбе, шплинта 21, поршня 17, укрепленного на штоке гайкой с пружинной шайбой, двух уплотнительных резиновых колец 18, сетчатого фильтра 2, укрепленного в гнезде поршня зажимной гайкой. В поршне имеется калиброванное отверстие (жиклер) 3.
Крышка со вспомогательным клапаном состоит из крышки 4 с запрессованным в нее седлом 6 вспомогательного клапана, шарика 8, направляющей шарика 9, пружины 10, регулировочного винта 11 и контрвинта (пробки) 12. На крышке имеются сливная пробка 5 и заглушка 7, вместо которой во время установки клапана в рабочее положение завинчивается рукав с наконечником, входящий в комплект клапана.
Пружина 14 клапана прижимает основной клапан к седлу, чем создает герметичность затвора во время заполнения трубопровода горючим при любом положении предохранительного клапана.
1.3.19. Работа предохранительного клапана осуществляется следующим образом. При нормальном режиме работы трубопровода основной и вспомогательный клапаны закрыты. Горючее, заполнившее все внутренние полости предохранительного клапана, воздействует на его рабочие органы до клапана 22 с давлением, равным напору насосной станции, а после клапана 22 —с давлением, равным подпору насосной станции или давлению в трубопроводе на сбросе.
Как только давление во входном патрубке превысит давление настройки вспомогательного клапана, он откроется и горючее пройдет из надпоршневого пространства через крышку по отводящему рукаву. А так как сечение отверстия в крышке значительно больше отверстия жиклера 3, то давление над поршнем 17 быстро упадет, над поршнем создается избыточное давление, в результате чего поршень поднимается вверх, увлекая за собой шток 20 с клапаном 22, и откроет проход в выходной патрубок.
Как только давление во входном патрубке будет ниже давления настройки вспомогательного клапана, последний закроется под действием пружины 10. При этом давление в надпоршневом пространстве повысится, поршень 17 опустится, а с ним и клапан 22 до закрытия прохода клапана. т. е. рабочие органы предохранительного клапана займут исходное, положение для последующего срабатывания в случае повышения давления выше допустимого.
Таблица 5.Техническая характеристика предохранительного клапана

Наименование  показатели

Показатель

Давление открытия основного клапана, МПа (кгс/см3)

7.4 (74)

Давление открытия вспомогательного клапана, МПа (кгс/см3)

6.43 (64.3)

Пропускная способность основного клапана. м3/ч

230

Диаметр основного клапана, мм

50

Диаметр вспомогательного клапана, мм

6

Диаметр жиклера, мм

1

Сброс перекачиваемой жидкости через  вспомогательный  клапан, л/ч

100

На главную RSS 2.0 Отправить письмо